Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения

«Регулировать пустоту»: Эксперты оценили законопроекты о криптовалютах

«Регулировать пустоту»: Эксперты оценили законопроекты о криптовалютах

19 Февраля2018
«Регулировать пустоту»: Эксперты оценили законопроекты о криптовалютах

В Госдуме 12 февраля состоялось заседание Экспертного совета по законодательному обеспечению развития финансовых технологий в РФ при комитете ГД по финансовому рынку. Участники встречи рассмотрели инициативы по обороту криптовалют и проведению ICO, предложенные Минфином, ЦБ, Минсвязи и Минэкономики. Чиновники торопятся предложить решение: и чтобы уложиться в жесткие сроки, установленные президентом, и потому что дальше игнорировать развитие рынка не получится.

Председатель комитета ГД по финрынку Анатолий Аксаков рассчитывает, что до конца февраля законопроекты, регулирующие рынок цифровых финансовых инструментов, поступят на первое чтение в нижнюю палату парламента. Однако к предложенным документам у бизнеса и экспертов много вопросов. Директор департамента финансовой политики Минфина Яна Пурескина рассказала о том, при разработке проекта Минфин и ЦБ постарались определить криптовалюты, токены, порядок их выпуска. Разработчики исходили из того, что явление уже есть, и ставили перед собой задачу не запретить невозможное, а создать легкое рамочное регулирование, чтобы защитить права государства и участников рынков. Обмен фиатной валюты на криптовалюту, по словам Яны Пурескиной, возможен только через операторов, к которым относят брокеров, дилеров.

Замдиректор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Сергей Лещенко представил законопроект об альтернативных способах привлечения средств – краудфандинге; работа над законодательными предложениями велась на нескольких площадках – в министерстве, в Госдуме, в Сколково, и сейчас пришло время сводить позиции. В министерстве полагают, что создали законодательную основу для привлечения средств на нужды малого и среднего бизнеса, аналогичную законодательству в большинстве юрисдикций, причем вне регуляции останутся передача средств на безвозмездной основе и благотворительность. Законопроект вводит требования максимального размера привлечённых средств, предполагает лимиты для неквалифицированных инвесторов в 50 тысяч рублей и наделяет ЦБ правом вести реестр операторов инвестплатформ для осуществления контроля за участниками.

Предложения вызвали серьезные дебаты в экспертном сообществе. Критику вызывает сам подход. Омбудсмен по цифровой экономике Илия Димитров (интервью с ним читайте здесь – ред.) подчеркнул, что на развилке «наблюдать, запрещать или регулировать» государство решило идти по третьему пути в надежде извлечь из этого экономические плюсы. В связи с этим эксперт поинтересовался, какие расчеты положены в основу законопроектов, сколько Россия может «заработать» на регулировании.

«Мы видим, что в Белоруссии вводят регуляторику, которая превосходит то, что написано в законопроектах наших госорганов. Возникает вопрос, будет ли наша юрисдикция привлекательнее, чем у соседей по Единому таможенному союзу, останутся ли финансовые потоки в стране. Если расчетов нет, получается формальное выполнение поручения президента», – отметил Илия Димитров.

На это замечание Яна Пурескина возразила:

«Мы не ставили задачу сделать из РФ криптоофшор, мы взвешивали риски, которые есть в юрисдикциях, работающих с криптовалютами. Тот доход, который очевиден, – доход от налогообложения, поэтому в законопроекте майнинг определен как предпринимательская деятельность, и прописаны условия для обмена криптовалют: мы будем видеть кто, сколько, в каких объемах имеет на руках и что собирается с этой валютой и цифровыми активами делать».

При этом она подчеркнула, что говорить о константе возможных доходов сложно.

Председатель экспертного совета, депутат Госдумы Мартин Шаккум считает такую заботу об инвесторе избыточной: человек сможет стать полноценным игроком рынка, только если сам пройдет ликбез, сам откроет криптокошелек и решения о покупке или продаже цифровых активов тоже будет принимать сам, в противном случае закон наплодит посредников, среди которых будут охотники до чужих средств.

«Ни на одной бирже нет ограничений для частных инвесторов», – подчеркивает глава экспертного совета.

Согласен с этим и соорганизатор русскоязычного сообщества Ethereum Игорь Матюхин, который назвал документы «сырыми».

«Особое внимание в законопроектах уделяется тому, как выставить посредников между людьми и криптоактивами. Как бы мы ни пугали себя и других волатильностью этих активов, мы видим, что они растут на порядки, это значит, если не обеспечить максимально лояльное регулирование на уровне международных лидеров, то мы останемся без инвестиций. Вы будете регулировать пустоту», – считает Игорь Матюхин.

Много критики вызывал понятийный аппарат законопроектов: например, приравнивание смарт-контракта к договору. Авторы пытались описать новое явление и соотнести его с существующими нормами российского права, но получилось плохо. Сложности в написании законопроектов связаны, по мнению многих, с тем, что регулятор не очень представляет то, что он должен регулировать. Об этом, в частности, попытался пошутить президент РАКИБ Юрий Припачкин (интервью с ним читайте здесь – ред.):

«Минсвязи опубликовало платформу для ICO, и все сразу поняли – такого ICO в России еще долго не будет. Минсвязи выступило с идеями по майнингу, и все сразу поняли, что майнинга в России не будет, а Минсвязи будет».

Он предложил обязать всех чиновников завести криптокошельки, купить «кусочек» биткоина на премии и смотреть, что с ним делать. Мартин Шаккум однако поспорил с Юрием Припачкиным насчет майнинга и его перспектив.

«Майнинг – это рудимент, совершенно непроизводительная деятельность в условиях, когда есть десятки других способов поддержки консенсуса блокчейна. Майнинг нам ничего не дает: чипы мы не производим, оборудование тоже, только электроэнергию потребляет, поэтому говорить о высокотехнологичности этого вида деятельности не стоит», – сказал Мартин Шаккум.

Подводя итог встречи, депутат отметил, что предложенные законодательные инициативы не подходят проектам, связанным с блокчейном.

«Мы собираемся регулировать ICO, но для инвесторов эти проекты интересны только тогда, когда токены попадут на криптовалютную биржу. На тех условиях, которые нам сейчас предложили, ни один приличный проект выходить на ICO не будет: непонятно, как проводить листинг. Кроме того, если законом не будет предусмотрена возможность обмена криптовалюты на фиат, государство не получит никаких налогов, потому что точка контроля – это точка обмена на фиат», – уверен Мартин Шаккум.

Протестировать криптоинструменты ЦБ планирует в песочнице, которая будет работать в рамках максимально свободного права. Она, по словам Анатолия Аксакова, должна быть запущена в марте. Такой способ апробации технологий на рынке эксперты считают неоправданным. По словам Константина Корищенко, завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга ФФБ РАНХиГС, песочницы – это способ наделения преференциями определенных участников рынка. На встрече неоднократно подчеркивали, что в административно ограниченном пространстве не получится создать настоящую криптовалютную биржу, а без нее вся система регулирования теряет смысл.

Директор центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО Элина Сидоренко (ее интервью можно прочесть здесь – ред.) призвала не замыкаться исключительно на России.

«Мы не можем обсуждать тему развития криптовалют в России, если не касаемся стран Евразийского экономического союза. Здесь нет даже намека, что завтра проблема будет решена: ни единого понятия цифровой идентичности, ни единого подхода к регулированию площадок, ни сертификации блокчейна… Без взаимодействия мы создадим мертворожденные нормы, которые работать не будут», – уверена Элина Сидоренко.

Кроме того, она обратила внимание собравшихся на то, что в скором времени Минфин представит законопроект об установлении ответственности – административной или уголовной – за нарушение правил оборота криптовалют.

«Поверьте мне, с существующими «хорошо прописанными» правилами завтра мы все будем ходить по лезвию бритвы», – отметила Элина Сидоренко.

Активная дискуссия по подготовке законопроекта будет продолжена. Возможно, уже до конца месяца пройдет его первое чтение в Госдуме.

Источник: http://www.if24.ru/regulirovat-pustotu-zakon-o-kriptovalyutah/

Контакты
БАКАЛАВРИАТ

Александрова Наталья Андреевна
(очная форма)

Телефон:+7 909 680-04-23
E-mail:n.alexandrova@ranepa.ru

Петросян Игорь Каренович
(очная форма)

Телефон:+7 962 491-67-77

E-mail:
petrosyan-ik@ranepa.ru

Касьянова Марина Владимировна
(очно-заочная форма (ускоренная)

Телефон:+7 909 680-04-10

E-mail:m.kasyanova@ranepa.ru

МАГИСТРАТУРА

Мискарян Светлана Гарегиновна

Телефон:      +7 909 680-04-05
E-mail: miskaryan-sg@ranepa.ru

Лукин Евгений Сергеевич

Телефон:      +7 905 794-13-67
E-mail:lukin-es@ranepa.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Гринякин Станислав Александрович
(MBA, программы повышения квалификации)

Телефон: +7 915 182-27-99
E-mail: grinyakin-sa@ranepa.ru

Кузнецова Лиана Витальевна
(МВА, EMBA, DВА, программы повышения квалификации
)

Телефон:+7 903 680-03-53
E-mail:l.kuznetsova@ranepa.ru
Написать

Президентская академия - лидирующий вуз России!

top